Улов ископаемых рыб из Китая включает в себя самые старые зубы
На этой иллюстрации, предоставленной Хемингом Чжаном в сентябре 2022 года, изображены некоторые из ископаемых рыб возрастом более 400 миллионов лет, которые были обнаружены исследователями на юге Китая, о чем было объявлено в серии исследований, опубликованных в журнале Nature в среду, 28 сентября. 2022. Окаменелости относятся к силурийскому периоду, когда ученые считают, что у наших предков с позвоночником, которые все еще плавали по водной планете, возможно, примерно в это время начали развиваться зубы и челюсти. Кредит: Хеминг Чжан через AP

Большой улов окаменелостей рыб на юге Китая включает в себя самые старые из когда-либо найденных зубов — и может помочь ученым узнать, как наши водные предки получили свой укус.

Находки предлагают новые подсказки о ключевом периоде эволюции, который было трудно конкретизировать, потому что до сих пор ученые не нашли много окаменелостей той эпохи. В серии из четырех исследований, опубликованных в среду в журнале Nature, исследователи подробно описывают некоторые из своих находок, от древних зубов до невиданных ранее видов.

Окаменелости датируются силурийским периодом, важной эпохой для жизни на Земле, от 443 до 419 миллионов лет назад. Ученые считают, что у наших предков с позвоночником, которые все еще плавали на водной планете, примерно в это время могли начать развиваться зубы и челюсти.

Это позволило рыбе охотиться за добычей, а не «рыться» в качестве донных кормушек, отфильтровывая пищу из навоза. Это также вызвало ряд других изменений в их анатомии, в том числе различные виды плавников, сказал Филип Донохью, палеонтолог из Бристольского университета и автор одного из исследований.

«Это как раз на границе между Старым и Новым Светом», — сказал Донохью.

Но в прошлом ученые не находили много окаменелостей, демонстрирующих этот сдвиг, сказал Мэтт Фридман, палеонтолог из Мичиганского университета, не участвовавший в исследовании. Они полагались на фрагменты того времени — кусок позвоночника здесь, немного чешуи там.

Улов ископаемых рыб из Китая включает в себя самые старые зубы
На этой иллюстрации, предоставленной Хемингом Чжаном в сентябре 2022 года, изображен Xiushanosteus mirabilis, одна из ископаемых рыб возрастом более 400 миллионов лет, обнаруженных исследователями на юге Китая, о чем было объявлено в серии исследований, опубликованных в журнале Nature в среду, сентябрь. 28, 2022. Окаменелости датируются силурийским периодом, когда ученые полагают, что у наших предков с позвоночником, которые все еще плавали по водной планете, возможно, примерно в это время начали развиваться зубы и челюсти. Кредит: Хеминг Чжан через AP

Ожидается, что окаменелости из Китая заполнят некоторые из этих пробелов, поскольку исследователи всего мира изучают их.

Полевая группа обнаружила окаменелости в 2019 году, сообщил в электронном письме Мин Чжу, палеонтолог Китайской академии наук, руководивший исследованием. В дождливый день, после разочаровывающей поездки, в ходе которой не было обнаружено никаких окаменелостей, исследователи исследовали груду камней возле придорожного утеса. Когда они раскололи одну скалу, они обнаружили окаменевшие рыбьи головы, смотрящие на них.

Перетащив еще несколько камней в лабораторию для исследования, исследовательская группа получила огромное количество окаменелостей, которые были в отличном состоянии для своего возраста.

По словам автора одного из исследований Пера Эрика Альберга из Упсальского университета в Швеции, наиболее распространенным видом в группе является маленькая рыбка в форме бумеранга, которая, вероятно, использовала свои челюсти для выкапывания червей.

• Улов ископаемых рыб из Китая включает в себя самые старые зубы
    На этой иллюстрации, предоставленной Хемингом Чжаном в сентябре 2022 года, изображена Fanjingshania renovata, одна из ископаемых рыб возрастом более 400 миллионов лет, обнаруженных исследователями на юге Китая, о чем было объявлено в серии исследований, опубликованных в журнале Nature в среду, сентябрь. 28, 2022. Окаменелости датируются силурийским периодом, когда ученые полагают, что у наших предков с позвоночником, которые все еще плавали по водной планете, возможно, примерно в это время начали развиваться зубы и челюсти. Кредит: Хеминг Чжан через AP

• Улов ископаемых рыб из Китая включает в себя самые старые зубы
    На этой иллюстрации, предоставленной Цюян Чжэн в сентябре 2022 года, изображена фауна из Чунцинского Лагерштетта, где ископаемые рыбы возрастом более 400 миллионов лет, обнаруженные исследователями на юге Китая, были объявлены в серии исследований, опубликованных в журнале Nature в среду, сентябрь. 28, 2022. Окаменелости датируются силурийским периодом, когда ученые полагают, что у наших предков с позвоночником, которые все еще плавали по водной планете, возможно, примерно в это время начали развиваться зубы и челюсти. Кредит: Цюян Чжэн через AP

• Улов ископаемых рыб из Китая включает в себя самые старые зубы
    На этой иллюстрации, предоставленной Хемингом Чжаном в сентябре 2022 года, изображена Tujiaaspis Vividus, одна из ископаемых рыб возрастом более 400 миллионов лет, которые были обнаружены исследователями на юге Китая. 28, 2022. Окаменелости датируются силурийским периодом, когда ученые полагают, что у наших предков с позвоночником, которые все еще плавали по водной планете, возможно, примерно в это время начали развиваться зубы и челюсти. Кредит: Хеминг Чжан через AP

• Улов ископаемых рыб из Китая включает в себя самые старые зубы
    На этой иллюстрации, предоставленной Хемингом Чжаном в сентябре 2022 года, изображена Qianodus duplicis, одна из ископаемых рыб возрастом более 400 миллионов лет, которые были обнаружены исследователями на юге Китая, о чем сообщается в серии исследований, опубликованных в журнале Nature в среду, сентябрь. 28, 2022. Окаменелости датируются силурийским периодом, когда ученые полагают, что у наших предков с позвоночником, которые все еще плавали по водной планете, возможно, примерно в это время начали развиваться зубы и челюсти. Кредит: Хеминг Чжан через AP

• Улов ископаемых рыб из Китая включает в себя самые старые зубы
    На этой иллюстрации, предоставленной Цюян Чжэн в сентябре 2022 года, изображена Tujiaaspis Vividus, одна из ископаемых рыб возрастом более 400 миллионов лет, которые были обнаружены исследователями на юге Китая, о чем сообщается в серии исследований, опубликованных в журнале Nature в среду, сентябрь. 28, 2022. Окаменелости датируются силурийским периодом, когда ученые полагают, что у наших предков с позвоночником, которые все еще плавали по водной планете, возможно, примерно в это время начали развиваться зубы и челюсти. Кредит: Цюян Чжэн через AP

• Улов ископаемых рыб из Китая включает в себя самые старые зубы
    На этой иллюстрации, предоставленной Хемингом Чжаном в сентябре 2022 года, изображен Shenacanthus vermiformis, одна из ископаемых рыб возрастом более 400 миллионов лет, которые были обнаружены исследователями на юге Китая, о чем сообщается в серии исследований, опубликованных в журнале Nature в среду, сентябрь. 28, 2022. Окаменелости датируются силурийским периодом, когда ученые полагают, что у наших предков с позвоночником, которые все еще плавали по водной планете, возможно, примерно в это время начали развиваться зубы и челюсти. Кредит: Хеминг Чжан через AP

Другая окаменелость показывает существо, похожее на акулу, с костяными панцирями спереди — необычная комбинация. Хорошо сохранившаяся бесчелюстная рыба дает представление о том, как древние плавники превратились в руки и ноги. По словам Донохью, в то время как ископаемые головы этих рыб обычно находят, эта окаменелость включала все тело.

А тут еще зубы. Исследователи обнаружили кости, называемые зубными завитками, на которых росло несколько зубов. По словам Чжу, эти окаменелости на 14 миллионов лет старше любых других зубов, найденных у любого вида, и представляют собой самые ранние на сегодняшний день убедительные доказательства наличия челюстей.

Элис Клемент, биолог-эволюционист из австралийского Университета Флиндерс, которая не участвовала в исследовании, сказала, что находка окаменелости «замечательна» и может переписать наше понимание того периода.

Широкий спектр окаменелостей предполагает, что в это время плавало много зубастых существ, сказал Клемент в электронном письме, хотя это следующая эволюционная эра, которая считается «эпохой рыб».

Мертвая рыба вдохнула новую жизнь в эволюционное происхождение плавников и конечностей.