Уэбб впервые измерил температуру скалистой экзопланеты

Астрономы были взволнованы тем, что некоторые из семи скалистых планет Trappist-1 могут быть обитаемыми.

Космический телескоп Джеймса Уэбба впервые измерил температуру каменистой экзопланеты и обнаружил, что у «двоюродного брата» Земли, скорее всего, нет атмосферы, заявили исследователи в понедельник.

Когда в 2017 году была обнаружена система Trappist-1, астрономы были взволнованы перспективой того, что некоторые из ее семи скалистых планет, которые примерно похожи на Землю по размеру и массе, могут быть пригодны для жизни.

Всего в 40 световых годах от Земли планеты вращаются гораздо ближе к своему ультрахолодному красному карлику, чем скалистые планеты в нашей Солнечной системе. Но их звезда излучает гораздо меньше энергии, чем наше Солнце.

Система стала очевидной мишенью для проницательного взгляда телескопа Уэбба, выпустившего поток научных открытий с момента публикации своих первых наблюдений в июле прошлого года.

Астрономы сосредоточились на Trappist-1b, ближайшей к красному карлику планете, потому что ее было легче всего обнаружить.

Инфракрасный прибор Уэбба (MIRI) измерил изменение яркости, когда планета перемещалась за своей звездой, что известно как вторичное затмение.

«Непосредственно перед тем, как исчезнуть за звездой, планета излучает больше всего света, потому что она почти исключительно показывает свою «дневную» сторону», — Эльза Дюкро, соавтор нового исследования, опубликованного в журнале. Природасообщил AFP.

Планетарная система Траппист-1

Планетарная система Траппист-1.

Вычитая яркость звезды, исследователи подсчитали, сколько инфракрасного света испускает планета.

Таким образом, прибор MIRI мог действовать как «гигантский бесконтактный термометр», говорится в заявлении НАСА.

«Идеально подходит для выпечки пиццы»

Дневная температура планеты была определена как 230 градусов по Цельсию (450 по Фаренгейту) — «практически идеально подходит для выпечки пиццы», добавили в НАСА.

Комиссия по атомной энергии Франции (CEA) заявила, что тепло не перераспределялось по этому «кузену» Земли, роль, которую обычно выполняет атмосфера.

Поэтому ученые пришли к выводу, что Trappist-1b «имеет мало атмосферы или совсем не имеет ее», — сказал Дюкро, астрофизик CEA. Она подчеркнула, что необходимо проанализировать другие длины волн, чтобы подтвердить результат.

Но было ясно, что атмосфера не содержит углекислого газа, потому что он поглотил бы часть света, добавила она.

Впечатление художника о скалистых экзопланетах и ​​ультрахолодном красном карлике Trappist-1.

Художественное представление скалистых экзопланет и ультрахолодного красного карлика Trappist-1.

По словам Дюкро, космический телескоп Spitzer не смог исключить атмосферу на Trappist-1b, несмотря на наблюдение 28 вторичных затмений.

«Джеймс Уэбб видел это за одно затмение!»

Она добавила, что возможность анализировать потенциальные атмосферы таких скалистых экзопланет открывает «новую эру» в изучении планет за пределами нашей Солнечной системы.

Уже было известно, что Траппист-1b непригоден для жизни, так как находится слишком близко к своей звезде.

Но считается, что Trappist-1e, Trappist-1f и Trappist-1g находятся в так называемой «зоне Златовласки».

Планеты в этой зоне имеют умеренную температуру, которая может поддерживать жидкую воду, которая считается необходимой для жизни в любом месте.

Томас Грин, Тепловое излучение экзопланеты размером с Землю TRAPPIST-1 b с использованием JWST, Природа (2023). DOI: 10.1038/s41586-023-05951-7. www.nature.com/articles/s41586-023-05951-7