Почему призраки носят одежду или простыни, а не появляются обнажёнными? Когда кто-то умирает, он оставляет после себя своё имущество… за исключением, кажется, одежды.
Шейн МакКорристин: Когда вы думаете о призраке, что приходит вам на ум? Возможно, это покрытая плесенью простыня, зловещая груда сверхъестественных доспехов или чопорный джентльмен в викторианском костюме?
В 1863 году Джордж Крукшенк, карикатурист и иллюстратор романов Диккенса, сделал удивительное «открытие», касающееся разнообразного внешнего вида призраков. Он писал: «Кажется, что это не так:
«Что кто-то когда-либо задумывался о том, насколько абсурдно и невозможно существование таких вещей, как призраки в одежде… Призраки не могут, не должны, не смеют, из соображений приличия, появляться без одежды; а поскольку не может быть таких вещей, как призраки или духи в одежде, то, следовательно, призраки никогда не появлялись и не могут появляться».
Почему призраки не голые? Это был ключевой философский вопрос для Крукшенка и многих других людей в Викторианской Британии. Действительно, истории о голых или раздетых призраках, особенно за пределами фольклора, чрезвычайно редки. И скептики, и те, кто видит призраков, с удовольствием размышляли о том, как именно призраки могут иметь форму и силу в материальном мире. Из чего же они могут быть сделаны, чтобы существовать на нашем плане бытия во всей его обыденности?

Образ призрака в виде фигуры, закутанной в белую простыню или погребальную саван, сохранял свой культовый статус на протяжении сотен лет, поскольку он предполагает преемственность между телом и духом.
Основная социальная роль призрака
Основная социальная роль призрака до нового времени заключалась в том, чтобы передавать послание живым из могилы, поэтому ссылка на погребальную одежду имеет смысл. Это можно увидеть в средневековом сюжете о трех живых и трех мертвых, когда некоторые охотники встречают свои будущие скелетообразные трупы, завернутые в полотно, призывая их помнить о смерти.
Однако к середине XIX века, когда спиритизм и ранние формы психических исследований распространились по всему западному миру, люди начали сообщать о том, что видят призраков, одетых в повседневную и современную им одежду.
Это создавало проблемы для тех, кто интересовался изучением реальности призраков. Если призрак был объективной реальностью, то почему он должен был носить одежду? Если постулаты спиритизма были верны, то разве душа, вернувшаяся на Землю, не должна была состоять из света или какой-то другой формы эфирной субстанции? Была ли одежда духов тоже духовной, и если да, то разделяли ли они её сущность или сами были призраками одежды?
Вы могли бы занять идеалистическую позицию и сказать, что одежда — это метафизические идеи, связанные с бессмертной личностью владельца — личность призрака означает нечто большее, чем просто появление силы души.
Те, кто видит призраков, автоматически одевают их
Другое объяснение заключалось в том, что те, кто видит призраков, автоматически одевают их в соответствии с бессознательными процессами. Поэтому мы видим призрака в его обычной одежде, потому что это мысленный образ, который мы имеем о человеке, и этот выбор одежды, скорее всего, вызывает узнавание.
Критик и антрополог Эндрю Лэнг в 1897 году провёл параллель между сновидениями и видением призраков, заявив: «Как правило, мы не видим людей обнажёнными в своих снах, и галлюцинации, будучи снами наяву, подчиняются тому же правилу. Если призрак открывает дверь или поднимает занавеску у нас на глазах, это тоже лишь часть иллюзии. Дверь не открывалась, занавеску не поднимали… Это происходит так же, как когда загипнотизированному пациенту говорят, что «его рука обожжена», и его воображение создаёт настоящие волдыри».
Для Лэнга одежда призраков была материалом, из которого сделаны сны. Вывод о том, что видящие призраков умеют одеваться, но не раздеваться, по-видимому, отражает распространенную мораль призраков, согласно которой большинство духов 19 века были очищены и целомудренны. Странное предположение Лэнга о том, что во сне не было наготы, перекликается с этим.
Дело духов
В Викторианскую эпоху мода и одежда были важнейшими критериями для определения социального положения, пола и рода занятий. Призраки, особенно среди слуг, как будто были особенно привязаны к своей одежде, а не к лицам или голосам. Эта тема прослеживается в некоторых сообщениях о привидениях, опубликованных в журнале The Strand в 1908 году.
Одна ясновидящая сообщила, что видела «фигуру, в которой не было ничего сверхъестественного, просто служанку в лёгком хлопковом платье… и в белой шапочке… Вся фигура была похожа на горничную, так что я подумала именно о ней. Она ни в коей мере не была похожа на кухарку, которая носила гораздо более тёмные хлопковые платья».
Одежда идентифицирует людей и делает их способными к представительству — нагота же нарушает этот способ мгновенной категоризации.
Вопрос о призрачной одежде вызывает интерес у историков сверхъестественного, поскольку, подобно оборванной нитке, потянув за неё, можно распутать некоторые предположения о материи в спиритизме. Сохраняют ли призраки травмы или увечья, которые были у них при жизни? А как насчёт эротической телесности духов — прикосновений и поцелуев между живыми и мёртвыми в комнате для сеансов, а также «эктоплазмы» (похожей на марлю духовной субстанции), которую фотографировали выходящей из отверстий медиумов? Могут ли живые вступать в половую связь с призраками?
Подобные острые споры не исчезли и в XXI веке. Действительно, «спектрофилия» — или любовь к призракам — это фетиш, который сегодня является животрепещущей темой для дискуссий в интернете. Ещё один поворот в долгой истории того, какое значение имеют духи в мире живых.
*Шейн МакКорристин, преподаватель истории культуры, Университет Ньюкасла.*
+ There are no comments
Add yours