[ad_1]
Около села Ак-Булун Иссык-Кульской области Кыргызстана была обнаружена почти 10-футовая каменная статуя. 15 октября 2022 года фермер Эркин Турбаев работал на своем поле у гор Северного Тянь-Шаня в на том, что он считал большим камнем, который сломал его плуг. Намереваясь убрать обременительный предмет, он начал копать — но то, что он нашел, оказалось не простым камнем.
Как сообщает Ancient Origins, вместо этого он нашел большую каменную статую, изображающую лицо и туловище человека.
Раскрыв объект поближе, Турбаев понял, что перед ним нетипично большая версия балбала — разновидность резной каменной статуи, которую жители Центральной Азии в первом тысячелетии использовали для увековечивания памяти умерших. Статуи были наиболее распространены среди кочевых тюрков, которые в то время контролировали земли современного Кыргызстана.
Турбаев назвал статую «великой исторической находкой для этого села», которая «принесет удачу», сообщает Arkeonews.
Статуя изображает воина в шлеме и доспехах, одна рука которого держит короткий меч, а другая сложена на груди воина.
Историк Жанболот Абдыкеримов позже внимательно изучил статую и обнаружил, что именно этот балбал имел особые отметки, в том числе особые надписи на голове, кулон на шее и сложенную на груди руку, что указывало на то, что увековеченный человек имел какой-то важный титул.
Однако без дополнительных археологических исследований сложно сказать, к какому именно периоду относился балбал, отметил Абдыкеримов. Однако недавно обнаруженный балбал далеко не первый, обнаруженный в этом регионе. Фактически, несколько подобных статуй были найдены в других местах на берегу озера Иссык-Куль, что свидетельствует о том, что эта практика была широко распространена в регионе.
«Между городищами Ак-Булун и Фрунзе есть исторические курганы (захоронения), относящиеся к третьему веку до н. -Кул.
Как ни странно, отмечает Ancient Origins, кочевые народы редко когда-либо связывались с каменными памятниками, поскольку они не оставались в одном конкретном месте в течение достаточно долгого периода времени, чтобы оставить после себя постоянные маркеры. Тем не менее, где-то в шестом и седьмом веках кочевые тюрки переняли нонконформистскую практику захоронения.
Существует несколько теорий, почему турки начали возводить каменные памятники наподобие балбалов. Одна теория предполагает, что статуи были вырезаны в виде павших воинов, чтобы почтить память погибших.
Другая теория, однако, утверждает, что на могилах, заполненных бальзамом, на самом деле были многочисленные каменные резные изображения мертвых врагов героических воинов, помещенные рядом с павшими героями, чтобы служить им в загробной жизни.
В любом случае большинство историков сходятся во мнении, что балбалы изображают воинов, чьи подвиги были весьма достойны упоминания, независимо от того, сражались ли они на стороне тюрков или против них.
[ad_2]
Source link