Познакомьтесь с CH-47 Chinook: никто не ожидал, что самый большой вертолет в арсенале США будет еще и самым быстрым. Можно было бы ожидать, что небольшой, агрессивно выглядящий ударный вертолет, такой как AH-64 Apache, AH-1 Cobra или MH-6 Little Bird, будет самым быстрым военным вертолетом США.
Но на самом деле именно громадный CH-47 Chinook — грузовой вертолет длиной 98 футов, высотой 18 футов и весом 25 000 фунтов — держит знамя самого быстрого в Америке с максимальной скоростью 196 миль в час.
Chinook, эксплуатируемый армией США, является одним из самых грузоподъемных вертолетов в мире. Названный в честь племени чинук из Орегона и штата Вашингтон, вертолет поступил на вооружение в 1962 году и с тех пор остается актуальным.
История вертолета начинается в 1956 году, когда министерство обороны США решило заменить Sikorsky CH-37 Mojave грузовым вертолетом с почтовыми двигателями. Департаменту требовался свежий дизайн, в котором использовались недавно изобретенные газотурбинные двигатели. Контракт был заключен с Vetrol, и началась работа над тем, что станет неподвластным времени компонентом военной мощи США.
Вьетнам был тяжелым полигоном для испытаний CH-47
Окончательная конструкция Vetrol отличается от вертолетов армии США тем, что вертолет оснащен двумя несущими винтами. Каждый из них оснащен турбовальным двигателем Lycoming T55 и установлен по обе стороны от задней опоры вертолета. С двумя несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях, Chinook не нуждается в вертикальном несущем винте с противодействующим крутящим моментом, который есть на большинстве вертолетов.
Вместо этого Chinook может использовать каждый ватт мощности для создания подъемной силы и тяги. Кроме того, конфигурация с двумя винтами более стабильна, чем конфигурация с одним винтом, в ситуациях, когда вес добавляется или уменьшается в середине полета — полезная функция для вертолета, предназначенного для перевозки войск и грузов.
«Чинук» дебютировал в бою во время войны во Вьетнаме. На пике ωαя армия США эксплуатировала 21 роту Chinook, управляющую 750 планерами. Экипажи Chinook, скорее всего, столкнутся с сопротивлением противника во Вьетнаме, и они установили пулеметы M60 в каждой из передних дверей, а иногда и в задней грузовой двери. В бою пилоты Chinook были разочарованы, обнаружив, что две газовые турбины вертолета не могут работать на полной мощности.
Кроме того, высокая температура и влажность Юго-Восточной Азии снизили грузоподъемность «Чинука» на целых 20% в низинах и на ошеломляющие 30% в горах. Из 750 самолетов Chinook, участвовавших во Вьетнаме, 200 были потеряны в результате боевых действий или аварии.
CH-47: платформа для постоянных улучшений
Используя тяжелые уроки Вьетнама, конструкторы модифицировали Chinook для улучшения боевых действий, и этот процесс продолжается и в 21 веке. Каждые пару лет с конвейера сходили новые варианты Chinook, каждый из которых был лучше своего предшественника.
Сегодня CH-47F стоит на вооружении с различными модернизациями. Среди улучшений — планер цельной конструкции, снижающий вибрацию в полете и уменьшающий потребность в осмотре и техническом обслуживании.
Между тем, более мощные двигатели Honeywell способны развивать мощность 4868 лошадиных сил на валу. Новейшие Chinook могут нести полезную нагрузку более 21 000 фунтов. В кабине F-вариант оснащен набором модернизированной авионики, включая систему общей архитектуры авионики Rockwell Collins и цифровую усовершенствованную систему управления полетом BAE Systems.
Уже существуют планы по финансированию CH-47F с модернизацией Block 3 после 2025 года, которая может включать еще более мощный двигатель. В любом случае, почтенный Chinook, похоже, будет служить и в будущем.
Источник: 19fortyfive.com