Доисторическая «Комната гравюр» вновь открыта в Испании

Было обнаружено более 100 доисторических гравюр, расположенных на восьмиметровой панели внутри пещеры, известной как Кова-де-ла-Вила, в Ла-Фебро (Таррагона), в северо-восточном испанском регионе Каталонии.
Изображения, найденные в средиземноморской подземной галерее, были описаны командой из Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции (IPHES) как «исключительные как из-за их необычности, так и из-за отличного состояния сохранности».
По словам специалиста IPHES Рамона Виньяса, эта фреска представляет мировоззрение первых фермерских обществ в эпоху энеолита и бронзы.
Гравюры были впервые обнаружены 13 мая 2021 года группой из трех спелеологов и впоследствии подверглись анализу археологами и палеонтологами из IPHES, говорится в заявлении института.
Среди образцов наскального искусства есть изображения различных фигур четвероногих, зигзагов, линейных, угловатых и круговых линий, а также ряда зооморфов (возможно, полорогих и лошадиных), звездообразных и сетчатых линий.
Обнаружение пещерного искусства представляет собой «одно из немногих изображений подземного схематического искусства во всей Средиземноморской дуге», — заявили в региональном правительстве Каталонии.
По данным IPHES, это открытие знаменует собой «историческую веху для доисторической археологии».
Пещеру исследовал Сальвадор Виласека в 1940-х годах, но ее местонахождение было утеряно. Исследователям IPHES удалось открыть небольшую дыру между каменными блоками и попасть в овальное помещение площадью более 90 квадратных метров.
Первым, кто вошел, был Хули Серрано, который, к своему удивлению, увидел «фреску, полную линий и фигур». Он говорит, что, когда он вошел в большую круглую полость и увидел, что в ней содержится, он испытал «очень сильные эмоции, которые я заберу с собой на всю жизнь». Сам того не подозревая, он только что обнаружил один из самых важных комплексов доисторических наскальных рисунков. С этого момента над сайтом начали работать исследователи Рамон Виньяс и Хосеп Вальверду из IPHES.
Виньяс подчеркнул, что панель с гравюрами построена по пяти горизонтальным линиям, расположенным одна над другой, и что каждая из них содержит разные выгравированные фигуры, которые имеют свое значение и символику.
Ученый указывает, что это «совершенно необычная» композиция, свидетельствующая о «мировоззрении части населения территории в процессе неолитизации».

Одна из особенностей заключается в том, что это наскальное искусство было выполнено «исключительно в технике гравировки», с использованием каменного или деревянного инструмента или непосредственно пальцами, пояснил Виньяс.
Исследователь считает, что это, а также то, что оно «стилистически очень однородно», указывает на символическое значение. Это не композиция, которая является результатом случайности.
В переходный период между энеолитом и бронзовым веком, между концом 5-го и концом 3-го тысячелетий до нашей эры, человеческие группы обычно находились на открытом воздухе, их присутствие было очень мало в подземных полостях Каталонии, на северо-востоке Пиренейского полуострова. В других местах Испании экземпляры подземных жилищ также были обнаружены в Андалусии, Сеговии, Бургосе и Сории.
Чтобы гарантировать его сохранность, региональное правительство закрыло доступ в Sala dels Gravats (Комната гравюр). Это место было признано культурным достоянием национального значения, и сейчас ведутся работы по созданию 3D-модели пещеры.