[ad_1]
Проанализированы остатки древнеегипетского бальзамирования
Ученые раскрыли долгожданные подробности практики бальзамирования, которую древние египтяне использовали для сохранения мертвых тел.
Подсказки пришли из анализа химических остатков внутри сосудов из единственной известной египетской мастерской по бальзамированию и близлежащих погребальных камер. Специалисты по мумификации, работавшие там, приготовили специальные смеси для бальзамирования головы, омовения тела, лечения печени и желудка и подготовки бинтов, которыми обматывали тело, сообщают исследователи 1 февраля в журнале Nature.
«Древнеегипетские бальзамировщики обладали обширными химическими познаниями и знали, какие вещества наносить на кожу, чтобы сохранить ее, даже не зная о бактериях и других микроорганизмах», — заявил Филипп Стокхаммер, археолог из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана, на пресс-конференции 31 января. .
Находка получена благодаря остаткам химического вещества внутри 31 сосуда, найденного в египетской мастерской по бальзамированию, и четырех сосудов, обнаруженных в соседней паре погребальных камер. Написание на мастерских сосудах названий бальзамирующих веществ, указаний по бальзамированию (например, «положить на голову») или того и другого. Все артефакты, датируемые 26-й династией Египта, пришедшей к власти между 664 и 525 годами до нашей эры, были раскопаны на кладбище под названием Саккара в 2016 году. Руководил этим проектом археолог и соавтор исследования Рамадан Хусейн, умерший в 2022 году.
Смеси для бальзамирования новообретенных мумий
Пять сосудов имели этикетку antiu. Считалось, что это вещество было ароматной смолой, называемой миррой. Однако антиу в Саккаре состояло из масла или смолы кедра и можжевельника или кипариса, смешанных с животными жирами. Надписи на этих кувшинах указывают на то, что антиу можно было использовать отдельно или в сочетании с другим веществом, называемым сефет.
На трех сосудах из бальзамирующей мастерской была этикетка сефет, которую исследователи обычно описывают как неопознанное масло. В Саккаре сефет представлял собой ароматизированную мазь на жировой основе с добавлением растительных ингредиентов. В двух горшках-сефетах находились животные жиры, смешанные с маслом или смолой можжевельника или кипариса. В третьем контейнере хранились животные жиры и элеми, ароматная смола тропических деревьев.
Выяснение ингредиентов антиу и сефета в Саккаре «продвигает исследования мумификации дальше, чем раньше», — говорит египтолог Боб Брайер из Университета Лонг-Айленда в Бруквилле, штат Нью-Йорк, который не участвовал в исследовании.
Египтяне, возможно, начали мумифицировать своих умерших еще 6330 лет назад (SN: 18.08.14). Процедуры и ритуалы мумификации были направлены на то, чтобы сохранить тело свежим, чтобы умерший мог войти в то, что считалось вечной загробной жизнью.
Процедуры бальзамирования и мумификации, вероятно, со временем изменились, говорит член команды Максим Ражо, биомолекулярный археолог из Университета Людвига Максимилиана. Смеси бальзамировщиков в Саккаре могут не соответствовать, скажем, тем, которые использовались около 700 лет назад для царя Тутанхамона (SN: 11/2/22).
Инструкции по бальзамированию мумии
На других сосудах из саккарской бальзамирующей мастерской и погребальных камер на наружных поверхностях имелись этикетки, а в некоторых случаях и инструкции по обработке головы, изготовлению льняных повязок для мумии, омыванию тела, лечению печени и желудка. Надписи на одном кувшине относятся к администратору, производившему процедуры бальзамирования, в основном головы.
Химические остатки внутри этих горшков состояли из смесей, характерных для каждой процедуры бальзамирования. Ингредиенты включали масла или смолы кедра и можжевельника или кипариса, фисташковую смолу, касторовое масло, животные жиры, нагретый пчелиный воск, битум (густое маслянистое вещество), элеми и смолу, называемую даммар.
По словам египтолога Маргарет Серпико из Университетского колледжа Лондона, большинство из этих веществ были идентифицированы в более ранних исследованиях химических остатков египетских мумий и сосудов для бальзамирования в отдельных гробницах. Но смолы элеми и даммар ранее не были связаны с древними египетскими практиками бальзамирования и являются «крайне неожиданными», отмечает Серпико, который не участвовал в новом исследовании.
Элеми был ингредиентом в мастерских смесях, используемых для лечения головы, печени и бинтов, обернутых вокруг тела. Химические признаки даммара появились в сосуде из одной из погребальных камер, в котором были остатки ряда веществ, что указывает на то, что сосуд использовался для смешивания нескольких различных смесей, говорят исследователи.
По словам Стокхаммера, специфические свойства элеми и даммара, которые помогали сохранять трупы, еще предстоит изучить.
Обширная торговая сеть ингредиентов для бальзамирования мумий.
Смола элеми попала в Египет из тропических частей Африки или Юго-Восточной Азии, а даммар возникла в Юго-Восточной Азии или Индонезии, говорит Рагеот. Другие вещества для бальзамирования, обнаруженные в Саккаре, поступали из Юго-Западной Азии и некоторых частей Южной Европы и Северной Африки, граничащих со Средиземным морем. Эти находки являются первым свидетельством того, что бальзамировщики древнего Египта зависели от веществ, перевозимых по обширным торговым сетям.
По словам Стокхаммера, египетские бальзамировщики в Саккаре воспользовались торговой сетью, которая уже связывала Египет с местами в Юго-Восточной Азии. Другие средиземноморские и азиатские общества также занимались торговлей на дальние расстояния в период расцвета Древнего Египта (SN: 09.01.23).
Неудивительно, что древние египтяне импортировали ингредиенты для бальзамирования из далеких стран, говорит Брайер. «Они были великими торговцами, имели ограниченный [local] изделий из дерева и очень хотел, чтобы эти вещества обрели бессмертие».
[ad_2]
Source link