Телескоп Уэбба обнаружил признаки существования самых больших звезд во Вселенной

Изображение Мессье-15, шарового скопления, в котором находится до миллиона плотно упакованных звезд.

Космический телескоп Джеймса Уэбба помог астрономам обнаружить первые химические признаки сверхмассивных звезд, «небесных монстров», сияющих с яркостью миллионов Солнц в ранней Вселенной.

До сих пор самые большие звезды, наблюдаемые где-либо, имеют массу примерно в 300 раз больше массы нашего Солнца.

Но сверхмассивная звезда, описанная в новом исследовании, имеет предполагаемую массу от 5 000 до 10 000 Солнц.

Группа европейских исследователей, стоявшая за исследованием, ранее предполагала существование сверхмассивных звезд в 2018 году, пытаясь объяснить одну из величайших загадок астрономии.

В течение десятилетий астрономы были сбиты с толку огромным разнообразием в составе различных звезд, объединенных в так называемые шаровые скопления.

Скопления, в основном очень старые, могут содержать миллионы звезд на относительно небольшом пространстве.

Достижения в астрономии выявили растущее число шаровых скоплений, которые считаются недостающим звеном между первыми звездами Вселенной и первыми галактиками.

В нашей галактике Млечный Путь, насчитывающей более 100 миллиардов звезд, насчитывается около 180 шаровых скоплений.

Но остается вопрос: почему звезды в этих скоплениях имеют такое разнообразие химических элементов, несмотря на то, что все они предположительно родились примерно в одно и то же время из одного и того же газового облака?

Неистовая «семенная звезда»

У многих звезд есть элементы, для производства которых потребуется колоссальное количество тепла, например алюминий, для которого потребуется температура до 70 миллионов градусов по Цельсию.

Это намного выше температуры, которую, как считается, звезды достигают в своем ядре, около отметки 15-20 миллионов Цельсия, что похоже на Солнце.

Поэтому исследователи нашли возможное решение: бушующая сверхмассивная звезда выбрасывает химическое «загрязнение».

Они предполагают, что эти огромные звезды рождаются в результате последовательных столкновений в плотно упакованных шаровых скоплениях.

Коринн Шарбоннель, астрофизик из Женевского университета и ведущий автор исследования, сказала AFP, что «своего рода зародышевая звезда будет поглощать все больше и больше звезд».

В конечном итоге он станет «подобным огромному ядерному реактору, постоянно питающемуся материей, которая будет выбрасывать большую ее часть», добавила она.

Это выброшенное «загрязнение», в свою очередь, будет питать молодые формирующиеся звезды, давая им тем большее разнообразие химических веществ, чем ближе они будут к сверхмассивной звезде, добавила она.

Но команде все еще нужны были наблюдения, чтобы подтвердить свою теорию.

«Как найти кость»

Они нашли их в галактике GN-z11, которая находится на расстоянии более 13 миллиардов световых лет — свет, который мы видим, исходит всего через 440 миллионов лет после Большого взрыва.

Она была обнаружена космическим телескопом Хаббла в 2015 году и до недавнего времени считалась самой старой наблюдаемой галактикой.

Это сделало его очевидной ранней целью для преемника Хаббла в качестве самого мощного космического телескопа Джеймса Уэбба, который начал публиковать свои первые наблюдения в прошлом году.

Уэбб предложил две новые подсказки: невероятную плотность звезд в шаровых скоплениях и, что наиболее важно, наличие большого количества азота.

Для производства азота требуются действительно экстремальные температуры, которые, по мнению исследователей, может производить только сверхмассивная звезда.

«Благодаря данным, собранным космическим телескопом Джеймса Уэбба, мы считаем, что нашли первый признак присутствия этих необычных звезд», — говорится в заявлении Шарбоннеля, в котором звезды также названы «небесными монстрами».

Если теория команды ранее была «своего рода следом нашей сверхмассивной звезды, то это немного похоже на поиск кости», — сказал Шарбоннель.

«Мы размышляем о голове зверя, стоящей за всем этим», — добавила она.

Но мало надежды когда-либо непосредственно наблюдать за этим зверем.

По оценкам ученых, продолжительность жизни сверхмассивных звезд составляет всего около двух миллионов лет — мгновение ока в космической шкале времени.

Однако они подозревают, что шаровые скопления существовали примерно два миллиарда лет назад, и они все же могут обнаружить больше следов сверхмассивных звезд, которые, возможно, когда-то были их пристанищем.

Исследование было опубликовано в журнале Астрономия и астрофизика этот месяц.

C. Шарбоннель и др., Усиление N в GN-z11: первое свидетельство нуклеосинтеза сверхмассивных звезд в условиях, подобных протошаровым скоплениям, при большом красном смещении?, Астрономия и астрофизика (2023). DOI: 10.1051/0004-6361/202346410