
Почти половина экспорта фруктов и овощей Испании орошается за счет огромных потоков воды из реки Тежу в сотнях километров к северу.
Салаты и арбузы испанского фермера Хуана Франсиско Абелланеды заполняют полки европейских супермаркетов зимой и летом. Но, возможно, ненадолго.
Кран, который превратил засушливую полупустыню юго-востока Испании в огород Европы, может вот-вот перекрыться, угрожая интенсивным фермам, которые кормят большую часть континента.
Испания является крупнейшим производителем фруктов и овощей в ЕС, и почти половина ее экспорта выращивается фермерами, такими как Абелланеда, посевы орошаются за счет огромных перебросок воды из реки Тахо на сотни километров (миль) к северу.
Но в связи с тем, что изменение климата сильно ударило по Испании, а три четверти страны находятся под угрозой опустынивания, правительство решило ограничить сток истощающихся вод Тежу юго-восточным Леванте.
Уровень самой длинной реки Пиренейского полуострова опасно падает до такой степени, что в некоторых местах летом можно пешком пересечь ее высохшее русло.
Точно так же, как сокращающийся Нил в Египте и Тигр в Ираке, право пользоваться водами Тежу, которое впадает в Португалию, прежде чем впасть в Атлантику, стало политическим острым вопросом.
Дебаты становятся еще более жаркими в преддверии региональных выборов в конце этого месяца, когда под сомнение ставится интенсивное сельское хозяйство, которое является опорой испанской экономики.
«Нам нужна вода (из Тежу). Если они заберут ее у нас, здесь будет не что иное, как пустыня», — сказал Абелланеда.

Карта Испании, показывающая маршрут переброски воды из реки Тежу на юго-восток, где она используется для орошения фруктовых и овощных культур, продаваемых по всей Европе.
— На что мы будем жить?
47-летний мужчина с тревогой посмотрел на пыльные кусты брокколи, растущие на его 300 гектарах (740 акров) недалеко от Мурсии.
Несмотря на еще одну аномально жаркую и сухую весну, ферма, которой управляют он и его братья, процветает, экспортируя 3000 тонн фруктов и овощей в год.
Во времена его отца и деда Мурсия была одной из самых бедных частей Испании, землей, где жили фермеры. Теплицы и высокотехнологичные хранилища теперь простираются до самого горизонта.
«Если нам не принесут воду, на что мы будем жить?» — спросил Абелланеда, член-учредитель кооператива Deilor, в котором работает 700 человек.
Он не хочет повернуть время вспять и опасается массовых потерь рабочих мест, если они потеряют воду.
«Этот регион — один из самых засушливых» в Испании, — сказал Доминго Баэса, профессор экологии рек Автономного университета Мадрида, — в котором недостаточно собственной воды для интенсивного ведения сельского хозяйства.
Чтобы заставить засохший юго-восток расцвести, Испания начала строительство гигантского проекта переброски воды Тахо-Сегура при диктаторе генерале Франко в 1960 году. Потребовалось почти 20 лет, чтобы построить 300 километров каналов, туннелей, акведуков и водохранилищ, принесших миллиарды долларов. литров воды из реки Тахо на юг в бассейн Сегуры между Мурсией и Андалусией.
Когда-то провозглашенный образцом борьбы с засухой, теперь его обвиняют в том, что он усугубляет их.
Это также сделало регион Леванте, который включает в себя засушливые провинции Мурсия, Аликанте и Альмерия, крупнейшим центром садоводства в Европе, где работают 100 000 человек в предприятиях с оборотом более трех миллиардов евро (3,3 миллиарда долларов) в год.

Гигантский проект переброски воды Тахо-Сегура начался в 1960 году и занял почти 20 лет.
Реки высыхают
Но сегодня «Тахо страдает», сказал Баеза. «Он деградировал во многих местах … потому что мы намного превзошли его возможности (с) неконтролируемым расширением земли, которую он орошает».
По данным испанской метеорологической службы, с момента реализации проекта Transfer средняя температура в Испании подскочила на 1,3 градуса по Цельсию (более двух градусов по Фаренгейту).
По оценкам правительства Испании, сток Тежу за тот же период сократился на 12 процентов и может упасть до 40 процентов к 2050 году.
Волны экстремальной жары за последние несколько лет, иногда в самом начале года, когда температурные рекорды снова были побиты на прошлой неделе, высушили реки и водохранилища и привели к перебоям с подачей воды.
«Глобальное потепление изменило ситуацию», — сказал Хулио Бареа из Гринпис. Трансфер «больше не работает» для Испании. «Тежу нужна вода (она уступает фермам на юго-востоке), чтобы выжить», — настаивал он.
В центральной части региона Кастилия-Ла-Манча, где вода из реки Тежу откачивается на юг, последствия потери такого большого количества воды были видны уже много лет.
«Наша земля была принесена в жертву» фермерам Леванте, заявил Борха Кастро, социалист, мэр Алькосера, деревни недалеко от водохранилищ Энтрепенас и Буэндиа, вода из которой перекачивается на юго-восток.
Известное как «Кастильское море» из-за искусственных озер, которые были созданы в результате перекрытия Тежу в 1950-х годах, оно привлекало множество туристов, которые приезжали на выходные, чтобы поплавать, покататься на лодке и поесть в его ресторанах.
«Это было действительно оживленно», — вспоминает отец Борхи, 65-летний Карлос Кастро, указывая на руины кафе рядом с местом, куда он приходил купаться в подростковом возрасте. Теперь «это похоже на пустыню», вздохнул он.

Политическая битва за воду в преддверии выборов в этом месяце породила несколько странных союзников.
«Продовольственная безопасность под угрозой»
Пляжи, на которых когда-то бездельничали туристы, исчезли вместе с озерной водой теперь на несколько десятков метров ниже того места, где она была.
«Все остановилось, когда начались проклятые перекачки воды», — сказал мэр Кастро, который хочет, чтобы их полностью остановили. «С нашей водой ушли предприятия, рабочие места и часть нашего населения.
«Они превратили Леванте в сад Европы, но с водой, которая пришла откуда-то еще. Это безумие».
Мадрид хочет сократить переброску воды на треть, за исключением периодов обильных дождей, чтобы поднять уровень Тежу.
Но без этой воды юго-восток «не сможет поддерживать современное и конкурентоспособное сельское хозяйство», что может поставить под угрозу продовольственную безопасность Европы, предупредил Альфонсо Гальвес, глава союза фермеров Asaja.
Сокращение может привести к тому, что 12 200 гектаров пахотных земель будут заброшены, заявила лоббистская группа фермеров SCRATS. Экономические издержки также будут колоссальными, утверждалось в нем, до 137 миллионов евро в год, при этом будет потеряно 15 000 рабочих мест.
«Это просто невыносимо»
Политическая битва за воду в преддверии выборов в этом месяце породила несколько странных союзников.

Право пользоваться водами реки Тежу, которая впадает в Португалию, прежде чем впасть в Атлантику, стало политической проблемой.
Удерживаемый социалистами регион Валенсия на востоке объединился с Мурсией, управляемой консерваторами из Народной партии, чтобы попытаться остановить любые сокращения. Тем временем Социалистическая Кастилия-Ла-Манча поддерживает указ правительства с помощью местных правых.
Левое правительство премьер-министра Педро Санчеса заявило, что у него нет другого выбора, кроме как сократить сток, чтобы привести его в соответствие с постановлениями Верховного суда Испании и экологическими нормами ЕС, которые требуют планов защиты водных бассейнов.
Министр экологического перехода Тереза Рибера заявила, что решение было основано на «наилучших возможных научных знаниях», и пообещала больше денег для разработки других источников воды.
Правительство увлекается опреснением воды, которое уже идет на Леванте, но в относительно небольших масштабах.
Но многих фермеров это не убеждает. Гальвез сказал, что в опресненной воде не хватает питательных веществ, и она оказывает «большое воздействие на окружающую среду, потому что для ее производства требуется много электроэнергии», а также ее вредное воздействие на морскую экосистему.
Столь же скептичен и консервативный глава региона Мурсия Фернандо Лопес Мирас. Он сказал, что затраты были непомерно высокими — в три-четыре раза больше, чем транспортировка воды из Тежу. «Они говорят о цене около 1,4 евро за литр. Это цена бензина!»
Он утверждал, что фермеры имеют право на воду, потому что конституция постановила, что «вода Испании принадлежит всем испанцам». Опреснительные установки были в лучшем случае подспорьем, а не «альтернативным» источником воды.
Для защитников окружающей среды необходимо переосмыслить всю сельскохозяйственную модель Испании. «Более 80 процентов пресной воды в Испании используется в сельском хозяйстве… это просто нецелесообразно», — сказал Бареа из Гринпис.
По его словам, необходимо резко сократить количество земель, отводимых под интенсивное земледелие, если Испания хочет избежать катастрофы. «Испания не может быть садом Европы, если у нас становится все меньше и меньше воды».
© 2023 АФП
Цитата: Европейские продукты поставлены на карту в водной войне Испании (2023 г., 2 мая), получено 2 мая 2023 г. с https://phys.org/news/2023-05-europe-stake-spain-war.html.
Этот документ защищен авторским правом. За исключением любой честной сделки с целью частного изучения или исследования, никакая часть не может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в ознакомительных целях.