Более пристальный взгляд на внешний диск галактики M64 показывает, что она возникла из карликовой галактики меньшего размера.

Внизу в центре: цветная мозаика наблюдений, сделанных с помощью Subaru HSC в самом глубоком из трех полей, Поле 3. M64 видна в верхней части поля, которое имеет ширину ~115 кпк в самом широком месте, с большей частью диффузной яркости, связанной с с диском, вычтенным как часть сокращения. Затемняющие галактические перистые образования видны в виде рассеянных нитевидных элементов на большей части поля, цвет которых усложняет выводы о звездном гало M64 по интегральному свету. Наблюдения отображаются с логарифмической растяжкой. Нижние вставки: увеличенные области 3 ′ × 3 ′ в гало M64, отображаемые на том же участке, что и более крупное изображение, показывающие примеры областей, в которых преобладают разрешенные звезды на расстоянии M64 (слева, синий) и фоновые галактики (справа, зеленый) . Вверху справа: цветное HST-изображение внутренней области M64 из проекта Hubble Heritage. Заметен пыльный внутренний диск M64, из-за которого он получил свое прозвище «Дурной глаз». Вверху слева: карта скоростей H i Moment 1, взятая из обзора THINGS (Уолтер и др., 2008). Видны два газовых диска M64, причем больший внешний диск вращается против внутреннего диска и большей части звезд M64. Кредит: arXiv (2023). DOI: 10.48550/arxiv.2305.17135

Международная группа астрономов, астрофизиков и космологов нашла доказательства того, что внешний диск галактики M64 происходит из меньшей по размеру соседней карликовой галактики. Команда написала статью с описанием своих выводов, которая была принята к публикации в Письма из астрофизического журнала— а пока его можно прочитать на arXiv сервер препринтов.

Космическим ученым известно о существовании галактики M64 уже два с половиной века — она печально известна своим зловещим видом, из-за которого и получила свое прозвище; сглаз. Предыдущее изучение галактики показало, что она уникальна тем, что ее внутренние части вращаются в направлении, противоположном внешним.

Это привело к предположению, что внешняя часть была поглощена другой соседней карликовой галактикой. Однако предыдущая работа не смогла найти никаких доказательств существования другой галактики. В этой новой попытке исследователи наконец нашли то, что искали другие — материал около M64, который остался от другой меньшей галактики, когда она была каннибализирована.

Чтобы узнать больше о M64, исследователи изучили данные Hyper Suprime-Cam телескопа Subaru, изучая области вокруг галактики, а не непосредственно ее. При этом они обнаружили свидетельства существования галактического гало — известно, что они образуются во время слияния галактик.

А еще они обнаружили плотную группу звезд, известную как оболочка — такие образования тоже возникают при слияниях галактик; гравитационные взаимодействия сталкивают их вместе. Затем команда создала симуляцию, чтобы изобразить оболочку, и она показала, что она согласуется с предыдущими выводами о других малых слияниях галактик, когда меньшая галактика втягивается в большую.

Затем команда подтвердила то, что они наблюдали, изучив данные Хаббла. Это позволило им оценить состав и массу галактики, которая, как они подозревали, была поглощена.

Они обнаружили, что оба похожи на Малое Магелланово Облако, небольшую галактику, расположенную недалеко от Галактики Млечный Путь — предыдущие исследования показали, что она медленно каннибализируется. Было обнаружено, что плотность составляет примерно 500 миллионов солнечных масс, что примерно эквивалентно массе водородного диска, образующего внешнюю часть галактики M64.

В заключение исследователи предполагают, что в совокупности их работа предлагает веский аргумент в пользу каннибализации карликовой галактики как источника внешнего водородного диска галактики M64.

Адам Смерчина и др., Происхождение дурного глаза: звездный ореол M64 показывает недавнюю аккрецию спутника с массой SMC, arXiv (2023). DOI: 10.48550/arxiv.2305.17135