Астрономы зафиксировали необычный звездный взрыв, богатый кислородом и магнием

Астрономы зафиксировали необычный звездный взрыв, богатый кислородом и магнием

Спектр классификации SN 2021ocs, полученный вскоре после пика кривой блеска, сравнивается со спектрами хорошо наблюдаемых SNe типа Ic в аналогичные эпохи. Спектры и фазы (определяемые как время относительно пика кривой блеска во всей статье) объектов сравнения были взяты из репозитория WISeREP (Yaron & Gal-Yam 2012), первоначально из Modjaz et al. (2014). Указаны заметные особенности поглощения, типичные для SN типа Ic. Кредит: Письма из астрофизического журнала (2022). DOI: 10.3847/2041-8213/aca672

Исследование, проведенное в Университете Турку, Финляндия, обнаружило взрыв сверхновой звезды, что расширяет понимание более поздних стадий жизни массивных звезд.

Взрывы сверхновых происходят при гибели массивных звезд. Элементы, наблюдаемые в сверхновой, отражают состав умирающей звезды во время взрыва.

«Звезды — это светящиеся газовые шары, состоящие в основном из водорода, самого легкого элемента в природе. Они сияют, сплавляя атомные ядра вместе, создавая более тяжелые элементы и энергию», — объясняет научный сотрудник Академии Финляндии Ханиндио Кунцарайакти с факультета физики и астрономии Университета. Турку, Финляндия.

Массивные звезды, масса которых примерно в восемь или более раз превышает массу Солнца, имеют слои более тяжелых элементов, чем водород, таких как гелий, углерод, затем кислород и так далее.

«В течение своей жизни звезда может потерять часть или даже большую часть своей массы. Наиболее распространенным способом является выброс потоков частиц, процесс, известный как звездные ветры, которые происходят также на Солнце. Некоторые звезды теряют свою массу очень быстро. энергично, и могут полностью лишить их водородной оболочки. В результате внутренние слои могут обнажиться. Масса, потерянная звездой, может остаться вблизи звезды, создавая околозвездную материю», — говорит Кунчараякти.

Ранее астрономы идентифицировали сверхновые с околозвездным веществом, богатым водородом, а также с веществом, богатым гелием. Совсем недавно, только в 2021 году, исследователи обнаружили сверхновые с углеродно-кислородным околозвездным веществом. Эти различные типы объектов представляют собой последовательность срыва звездной оболочки и накопления лишенного вещества вокруг звезды, начиная с самого легкого и самого удаленного элемента — водорода.

Команда под руководством научного сотрудника Академии Кунчараякти обнаружила сверхновую, которая, возможно, расширяет наше понимание этой последовательности, когда массивные звезды теряют свою массу. Сверхновая (SN) 2021ocs наблюдалась в обзоре с использованием 8,2-метрового Очень большого телескопа (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили.

«Спектр не был похож ни на что, что мы видели раньше. В нем были сильные черты кислорода и магния, а объект был необычайно долгоживущим и голубым», — говорит Кунчараякти.

Эти наблюдения предполагают, что богатый кислородом и магнием расширяющийся газ от взрыва SN 2021ocs мог столкнуться с околозвездной материей. Такое околозвездное вещество могло быть сформировано звездой-предшественницей в результате потери массы всего за 1000 дней до взрыва сверхновой. Таким образом, наблюдения действуют как машина времени, исследуя деятельность умирающей звезды незадолго до последнего взрыва.

«Наблюдая новые типы сверхновых, мы получаем ценную информацию о более поздних стадиях жизни массивных звезд. Это, с другой стороны, создает новые проблемы для наших теорий эволюции звезд», — говорит профессор астрономии Сеппо Маттила из Университета. Турку, которые также принимали участие в исследовании.

Исследование было опубликовано в Письма из астрофизического журнала.

Дополнительная информация:
Х. Кунцарайакти и др., Позднее околозвездное взаимодействие с низким содержанием водорода и гелия в сверхновой сверхновой типа Ic 2021ocs: открытый кислородно-магниевый слой и экстремальное удаление прародителя*, Письма из астрофизического журнала (2022). DOI: 10.3847/2041-8213/aca672

Предоставлено Университетом Турку

Цитата: Астрономы заметили необычный звездный взрыв, богатый кислородом и магнием (2023 г., 10 января), получено 10 января 2023 г. с https://phys.org/news/2023-01-astronomers-unusual-stellar-explosion-rich.html.